Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
    

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос
БЮЛЛЕТЕНЬ
Счетной палаты Российской Федерации
2002 г. № 3 (51)

Материалы с официального сайта Счетной Палаты РФ




Из постановления Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации от 23 ноября 2001 года № 40 (276) “О результатах проверок использования средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение МВД России в Главном управлении ресурсного обеспечения МВД России, в Главном финансово-экономическом управлении МВД России, в Северо-Кавказском окружном управлении материально-технического и военного снабжения МВД России”:
Утвердить отчет о результатах проверок.
Направить представление Счетной палаты МВД России с учетом состоявшегося обсуждения.

ОТЧЕТ
о результатах проверок использования средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение МВД России в Главном управлении ресурсного обеспечения МВД России, в Главном финансово-экономическом управлении МВД России, в Северо-Кавказском окружном управлении материально-технического и военного снабжения МВД России

Основание для проведения проверки

План работы Счетной палаты Российской Федерации на 2001 год (п. п. 1.6.14.1.; 1.6.14.2.; 1.6.14.3.).

Цель проверки

Целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение МВД России в Главном управлении ресурсного обеспечения МВД России.

Предмет проверки

Финансово-экономическая деятельность Главного управления ресурсного обеспечения МВД России за 2000 год.

Объекты проверки

Главное управление ресурсного обеспечения МВД России и его подразделения, Северо-Кавказское окружное управление материально-технического и военного снабжения МВД России и его подразделения.

Сроки проведения проверки

С 27 августа по 19 октября 2001 года.

Состав ответственных исполнителей: начальник инспекции А.Н. Горобец, заместители начальника инспекции И.И. Кабин, Г.В. Веренич; главные инспекторы И.П. Стогнеев, Ю.А. Сарсинбаев, М.Н. Филиппов; ведущие инспекторы В.А. Зайцев, А.Ф. Попов; старший инспектор М.В. Краснослободцев, ведущий специалист Н.А. Коцюба.

Нормативно-правовая база проведения проверки: прилагается к Отчету (приложения в Бюллетене не публикуются).

Перечень составленных актов

1. Акт проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение МВД России в Главном управлении ресурсного обеспечения МВД России.

2. Акт проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение МВД России в Главном финансово-экономическом управлении МВД России.

3. Акт проверки использования средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение МВД России в Северо-Кавказском окружном управлении материально-технического и военного снабжения МВД России.

Проверкой охвачен период с 1 января по 31 декабря 2000 года.

По результатам проверок составлены акты, с содержанием которых ознакомлены под роспись соответствующие руководители и начальники финансовых подразделений органов материально-технического и военного снабжения МВД России. По фактам, отраженным в актах проверок, письменных возражений со стороны указанных должностных лиц не имеется.

В результате проведенной проверки выявлено

Государственное учреждение "Главное управление ресурсного обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ГУ "ГУРО МВД России") со штатной численностью 175 единиц создано в соответствии с приказом МВД России от 8 октября 1999 года № 780. Устав ГУ "ГУРО МВД России" утвержден приказом МВД России от 25 сентября 2000 года № 987.

ГУ "ГУРО МВД России" являлось юридическим лицом, имело соответствующие счета в органах Федерального казначейства Минфина России и в учреждениях банков, печать для финансовых и денежных документов с указанием своего полного и сокращенного наименования, штампы и бланки со своим наименованием, другие необходимые реквизиты. Осуществляло расчетные операции по контрактам с зарубежными поставщиками за счет валютных средств, выделенных из централизованных источников Министерству внутренних дел Российской Федерации, непосредственно с валютного счета МВД России.

ГУ "ГУРО МВД России" являлось самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации снабжения подразделений МВД России путем поставок продукции для государственных нужд, в том числе по государственному оборонному заказу и внешнеэко-номической деятельности.

В связи с проводимыми в МВД России организационно-штатными мероприятиями и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июля 2001 года № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации", приказами МВД России от 3 и 7 августа 2001 года № 715 и № 725 соответственно Главное управление ресурсного обеспечения МВД России преобразовано в Главное управление материально-технического обеспечения Службы тыла МВД России (далее - ГУМТО СТ МВД России).

1. В систему органов материально-технического и военного снабжения МВД России, предназначенных для обеспечения материальными ресурсами приписанных на снабжение воинских частей округов внутренних войск МВД России, МВД - УВД субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, воз-душном и водном транспорте, государственной противопожарной службы, вневедомственной охраны, учебных заведений и других подразделений МВД России в регионах, входили: ГУ "ГУРО МВД России", Центр организации поставок материальных и топливно-энергетических ресурсов (ЦОПМиТЭР) МВД России, 8 окружных управлений материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС) МВД России, 17 воен-ных баз и 3 склада МВД России. Общая численность органов материально-технического и военного снабжения МВД России, содержащаяся за счет средств федерального бюджета, составляла 4,6 тыс. единиц.

На материальное снабжение к органам материально-технического и военного снабжения МВД России в проверенном периоде было приписано 1070 подразделений.

Деятельность ГУ "ГУРО МВД России" по руководству работой подчиненных региональных структур системы материально-технического и военного снабжения МВД России была направлена на поддержание показателей обеспеченности подразделений МВД России положенными видами довольствия на уровне, обеспечивающем качественное выполнение служебно-боевых задач. Структурными подразделениями ГУ "ГУРО МВД России" оказывалась практическая помощь региональным органам материально-технического и военного снабжения в вопросах обеспечения материально-техническими ресурсами подразделений МВД России в пределах утвержденных смет и выделенных ассигнований.

Работа по выполнению законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации об эффективном и целесообразном использовании материальных и финансовых ресурсов, обеспечении сохранности государственного имущества проводилась руководством ГУ "ГУРО МВД России" и региональных органов материально-технического и военного снабжения МВД России недостаточно эффективно, о чем свидетельствуют нарушения в использовании средств федерального бюджета, выявленные в ходе проверок.

Размещение заказов и заключение государственных контрактов на закупку продукции и оказание услуг для государственных нужд осуществлялось путем проведения открытых торгов (открытых конкурсов), в организации которых в ходе проверки выявлены серьезные недостатки.

В нарушение статьи 5 Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 97-ФЗ, предусматривающей, что "участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг)", к участию в конкурсах на постав-ку продовольствия для обеспечения подразделений МВД России допускались в основном посреднические коммерческие фирмы.

Так, на поставку технических средств продовольственной службы в 2000 году было заключено 37 договоров на общую сумму 61447,0 тыс. рублей, из которых только два договора на общую сумму 170,0 тыс. рублей (0,2 % от общей суммы заключенных договоров) были заключены непосредственно с производителем (ГП "111 военный завод", г. Брянск).

В ряде случаев государственные контракты на поставку продукции заключались с поставщиком, занявшим на конкурсе последнее место (из-за более высокой по сравнению с другими участниками цены предлагаемой им продукции), поскольку победители, занявшие на конкурсе (торгах) 1-3 места, от поставок отказывались. Так, в апреле 2000 года победителями торгов, как предложившие минимальную цену на поставку автомобилей "ГАЗ-3110-311" (108,0 тыс. рублей), признаны ООО "Рашма", фирма "ТСС" и ООО "Нижнегородавто НН". Последнее место в конкурсе с ценой поставки 119,0 тыс. рублей заняло ООО "Элгар". Возможности поставщиков по выполнению поставок в соответствии с условиями контракта не проверялись. В результате, в мае 2000 года победители конкурса прислали уведомление об отказе в поставке указанных автомобилей. На основании этого государственный контракт на поставку 18 автомобилей по цене 119,0 тыс. рублей был заключен с ООО "Элгар", что привело к неэффективному использованию средств федерального бюджета в сумме 198,0 тыс. рублей.

Аналогично в ноябре 2000 года победителями торгов на поставку автомобилей "ГАЗ-2705-44" в количестве 80 штук по цене 160,2 тыс. рублей и в количестве 80 штук по цене 160,4 тыс. рублей признаны соответственно ООО "Стронг" и ООО "Элгар". Фактически государственные контракты заключены на поставку 80 автомобилей только с ООО "Стронг". Поскольку ООО "Элгар" и ООО "Латрем", занявшие второе и третье места, от поставок отказались, государственный контракт на поставку 47 автомобилей по цене 162,2 тыс. рублей был заключен с ЗАО "Нэвикс", занявшем на конкурсе последнее место. Неэффективные расходы по поставке 47 автомобилей ЗАО "Нэ-викс" составили 84,6 тыс. рублей.

В сентябре 2000 года при закупке малого быстроходного патрульного катера с руб-кой класса "М" речного регистра по цене 575,0 тыс. рублей были рассмотрены предложения ООО "Дыхательные системы" (575,0 тыс. рублей), ЗАО "Тетис Про" (595,0 тыс. рублей) и ООО "Аса-Т99" (860,0 тыс. рублей). Без наличия технического обоснования, на основании решения заместителя начальника Азово-Черноморского УВДТ - "не соответствует требованиям заказчика" - государственный контракт на поставку малого быстроходного катера "Арго" проекта 11135Б по цене 595,0 тыс. рублей был заключен с ЗАО "Тетис Про". Неэффективные расходы по поставке 2 катеров составили 40,0 тыс. рублей.

Аналогично, без обоснования причин, в октябре 2000 года предложения ООО "Дыхательные системы" и ООО "Акваланг-Сити" на поставку водолазного снаряжения были отклонены на основании заключения начальника морского отделения Управления охраны важных государственных объектов Главного штаба внутренних войск МВД России: "не подходит или не подходит по ТТХ". Государственный контракт на поставку водолазного снаряжения по более высоким ценам был заключен с ЗАО "Тетис Про", в результате чего неэффективно израсходовано 108,3 тыс. рублей.

При проведении конкурса по закупке мебели для санатория МВД России "Подмосковье" из пяти участников победителями были определены поставщики, у которых были наиболее высокие цены (ООО "МСБ", Тверская экспериментальная мебельная фабрика, ЗАО "Домкомплект"). Объяснений по поводу принятия такого решения конкурсной комиссией в протоколе заседания комиссии не зафиксировано. В результате, неэффективные расходы средств федерального бюджета за счет разницы в ценах составили 268,0 тыс. рублей.

Условиями заключенных ГУ "ГУРО МВД России" договоров предусматривалось, что в случае получения заказчиком дефектной, некомплектной продукции поставщик уплачивает штраф в размере 20 % от стоимости забракованной (некомплектной) продукции. Однако, руководство и начальники отделов ГУ "ГУРО МВД России" в проверенном периоде принимали недостаточные меры по предъявлению и взысканию с поставщиков штрафных санкций за недопоставку или поставку некомплектной (дефектной) продукции. Так, за поставку автомобильной техники неполной комплектации поставщикам - ООО "Элгар" (72 автомобиля на общую сумму 9225,5 тыс. рублей) и ООО "ТБ "Семар" (30 автобусов "САРЗ-3280" на сумму 7500,0 тыс. рублей) - следовало предъявить штрафные санкции в сумме соответственно 1845,1 и 1500,0 тыс. рублей.

Аналогично за поставку ООО "Концерн Блок" в июле 2000 года некомплектной перекачивающей станции ПСГ-160 стоимостью 725,0 тыс. рублей следовало предъявить штрафные санкции в сумме 85,0 тыс. рублей.

Государственным оборонным заказом на 2000 год и государственным контрактом предусматривалось поставить для ГУ "ГУРО МВД России":

  • ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" - мастерские МТО-АМ1 по цене 1494,0 тыс. рублей в количестве 19 единиц. Фактически в 2000 году поставлено и оплачено 18 мастерских МТО-АМ1.
  • ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" - БТР-80 в количестве 66 штук. Фактически в 2000 году заводом поставлено 64 единицы БТР-80.

Штрафные санкции за недопоставку техники к заводам в сумме, соответственно, 298,8 тыс. рублей и 813,0 тыс. рублей не предъявлялись.

В нарушение Инструкции Минэкономики России от 18 декабря 1997 года № 179 по формированию контрактных (договорных) цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, в протоколах скидок с договорной оптовой цены, согласованных начальником ГУ "ГУРО МВД России" и генеральным директором ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" в апреле и августе 2000 года в связи с изменением комплектации поставляемых БТР-80, была предусмотрена прибыль в размере 20 процентов и НДС на сумму прибыли. В результате оп-лата за поставленные 64 единицы БТР-80 произведена в завышенном размере, что при-вело к переплате средств федерального бюджета в сумме 3647,4 тыс. рублей.

В нарушение Федерального закона от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" по государственному контракту № 1132 от 19 октября 2000 года на изготовление и поставку ОАО "Казанский вертолетный завод" 9 комплектов лопастей несущего винта вертолета Ми-8 произведена 100-процентная предварительная оплата. Сроки поставки определены следующие: два комплекта - до 31 декабря 2000 года, три комплекта - в течение первого квартала и четыре комплекта - в течение второго квартала. Кроме того, по дополнительному соглашению от 26 декабря 2000 года к этому договору предусматривалось дополнительно изготовить и поставить еще 9 комплектов лопастей со сроком поставки 5 комплектов в третьем квартале 2001 года и 4 комплектов в четвертом квартале 2001 года. В процессе проверки установлено, что сроки поставки, определенные контрактом, не соблюдались, а 4 комплекта, подлежащие поставке в третьем квартале 2001 года, на день окончания проверки не были поставлены. Таким образом, ОАО "Казанский вертолетный завод" необоснованно пользовался чужими деньгами в сумме 19460,0 тыс. рублей. В соответствие со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к нему следовало предъявить претензию на взыскание процентов за пользование чужими деньгами в сумме 2350,3 тыс. рублей в размере учетной ставки банковского процента (25 % годовых).

На основании решения, утвержденного начальником ГУ "ГУРО МВД России" 20 декабря 2000 года, поставщику было предложено доработать до 31 января 2001 года изготовленные им по государственным контрактам изделия Р-125Б-2М-4. Отгрузку изделий получателям произвести в январе 2001 года. Фактически изделия были переданы получателям продукции в апреле 2001 года. За нарушение сроков поставки поставщику следовало предъявить штрафные санкции в сумме 484,5 тыс. рублей.

2. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 года "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2002 года и прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов федерального бюджета 2002 года" финансово-экономическим отделом ГУ "ГУРО МВД России" были разработаны и направлены в адрес ГФЭУ МВД России бюджетные заявки о расходах федерального бюджета в 2000 году в разрезе предметных статей. По прогно-зу ГУ "ГУРО МВД России", потребность в ассигнованиях на материально-техническое обеспечение на 2000 год составляла 30579,61 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года № 145-14 "О государственном оборонном заказе на 2000 год", МВД России на закупки вооружения, военной техники и имущества предусматривалось выделить из федерального бюджета 7849116,2 тыс. рублей, в том числе: по смете МВД России - 4989116,2 тыс. рублей, из Государственного фонда борьбы с преступностью - 360000,0 тыс. рублей, из Федерального дорожного фонда - 2500000,0 тыс. рублей.

Распределение ассигнований из федерального бюджета для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа МВД России на 2000 год по номенклатуре и получателям средств характеризовалось следующими данными:

( тыс. руб.)

Согласно отчету о выполнении государственного оборонного заказа на 2000 год, представленного в Минэкономразвития России, расходы МВД России в рамках государственного оборонного заказа на 2000 год профинансированы в сумме 9192,8 млн. рублей (117,1 % к годовому плану 7849,1 млн. рублей), в том числе: из Федерального дорожного фонда Российской Федерации - 2500,0 млн. рублей (100,0 % годового плана); Государственного фонда борьбы с преступностью - 469,9 млн. рублей (130,5 % годового плана - 360,0 млн. рублей).

Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" МВД России были выделены дополнительные средства в сумме 1343,7 млн. рублей (в том числе за счет бюджета - 1233,8 млн. рублей и из Государственного фонда борьбы с преступностью - 109,9 млн. рублей), которые были использованы для обеспечения подразделений МВД России, выполнявших задачи в Северо-Кавказском регионе.

В соответствии с государственным оборонным заказом ГУ "ГУРО МВД России", Главным командованием внутренних войск, Государственной противопожарной службой и окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, МВД России в 2000 году поставлено вооружения, военной техники и имущества, выполнено работ по ремонту вооружения и военной техники на сумму 9143,8 млн. рублей (116,5 процента к годовому плану в сумме 7849,1 млн. рублей).

На закупки и ремонт вооружения и военной техники, НИОКР, государственный оборонный заказ МВД России на 2000 год (с учетом дополнительных ассигнований и корректировки, согласованной с Минэкономразвития России) фактически израсходовано 3867,8 млн. рублей из выделенных на эти цели 4134,9 млн. рублей (93,5 %). На закупки и поставки вооружения и военной техники израсходовано 2372,9 млн. рублей (96,1 %), на ремонт вооружения и военной техники - 1368,7 млн. рублей (89,9 %), НИОКР - 126,2 млн. рублей (88,0 %).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года № 145-14 и предложениями ГУ "ГУРО МВД России", Минэкономразвития России в декабре 2000 года согласовало перечни уточнения государственного оборонного заказа на 2000 год. В результате, из первоначально утвержденного государственного оборонного заказа (278 позиций) была исключена 91 позиция. Дополнительно включено в государственный оборонный заказ на поставку и ремонт вооружения и военной техники, в пределах выделенных ассигнований, 103 позиции. В то же время, согласно отчетным данным, государственный оборонный заказ не выполнен в полном объеме по поставкам вооружения по 10 позициям. По 48 позициям выполнен не в полном объеме, в том числе: по поставкам вооружения - 17 позиций, автобронетехнике - 8 позиций, инженерной технике - 7 позиций, спецтехнике и средствам связи, спецпо-жтехнике, соответственно, 9 и 7 позиций.

Основной причиной невыполнения или неполного выполнения государственного оборонного заказа и его корректировки явилось то, что при формировании государственного оборонного заказа на 2000 год объемы ассигнований на поставку вооружения и военной техники планировались из более низкого уровня цен продукции по сравнению с фактическими ценами, по которым производилась их оплата. Например, по государственному оборонному заказу на 2000 год предусматривалось поставить 80 БТР-80 по цене 1800,0 тыс. рублей. Фактически поставлено 13 БТР-80 по цене 2173,2 тыс. рублей (рост цены на 20,7 %), 20 БТР-80 по цене 2360,6 тыс. рублей (рост цены на 31,1 %), 31 БТР-80 по цене 2439,0 тыс. рублей (рост цены на 35,5 %).

Помимо бюджетных ассигнований, Главное финансово-экономическое управление МВД России перечислило в проверенном периоде 39,2 млн. рублей благотворительных средств, из которых свыше 34,5 млн. рублей были израсходованы на приобретение оборудования для авиационной техники внутренних войск МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 3 июля 2000 г. № 720 ГУ "ГУРО МВД России" несло ответственность за снабжение подразделений МВД России положенными по нормам материальными средствами в пределах выделенных ассигнований и за целевое использование денежных средств, выделенных на обеспечение материальными средствами подразделений МВД России. Необходимо отметить, что схемы финансирования поставок материальных средств "ГКВВ (ГУГПС, МУ) - ГУРО - ОУМТиВС - снабжаемые подразделения", утвержденные указанным приказом, противоречили ста-тье 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку ГУ "ГУРО МВД России" являлось структурой центрального аппарата МВД России и не могло быть подве-домственным получателем бюджетных средств, а также подконтрольным по отношению к распорядителям кредитов в лице ГКВВ, ГУГПС и Медуправления. В статье 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107н, определено: "… получатель средств бюджета - бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований", что также подтверждает противоречие указанных выше схем финансирования бюджетному законодательству Российской Федерации.

Обеспеченность МВД России основными видами материально-технического снабжения по состоянию на 1 января 2001 года составляла: автомобильной техникой - 64 % (в том числе по органам внутренних дел - 63 %, по внутренним войскам - 67,7 %); бронетехникой - 56,3 % (в том числе по органам внутренних дел - 24,1 %, по внутренним войскам - 67,3 %); авиационной техникой - 78,2 % (в том числе по внутренним войскам - 78,2 %); горюче-смазочными материалами - 69 % по внутренним войскам и 24 % - по органам внутренних дел.

По приоритетной номенклатуре вещевого имущества обеспеченность подразделений, содержащихся за счет федерального бюджета, в 2000 г. в целом по МВД составля-ла 90 %, в том числе по органам внутренних дел - 90,3 %, внутренним войскам - 90 процентов.

Основными видами продовольствия подразделения внутренних войск были обеспечены в среднем на 100 % от потребности.

Обеспеченность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России основными видами стрелкового вооружения, боеприпасами, средствами защиты и активной обороны по сравнению с 1999 годом возросла на 2,1 % и находилась в пределах табельной положенности.

Обеспеченность подразделений внутренних войск МВД России лекарственными препаратами увеличилась с 40 % на начало 2000 года до 70,7 % по состоянию на 1 января 2001 года, перевязочными средствами - с 35 до 55,4 %, изделиями медтехники - с 25 до 59,6 процента. Аналогичная ситуация наблюдается по органам внутренних дел, где обеспеченность лекарственными препаратами за указанный период увеличилась с 25 до 30,8 %, перевязочными средствами - с 22 до 23,4 %, изделиями медтехники - с 20 до 32,1 процента.

При анализе финансирования ГУ "ГУРО МВД России" выявлены отдельные случаи нарушения экономической классификации расходов федерального бюджета. Так, Северо-Кавказским ОУМТиВС МВД России в 2000 году было отпущено платным потребителям МВД России материальных ценностей на сумму 55244,0 тыс. рублей. Поступившие от них денежные средства должны были восстанавливаться на соответствующие коды экономической классификации расходов и использоваться строго по целевому назначению. Однако часть поступивших средств была направлена на финансирование расходов по основной деятельности военных баз и окружного управления. В результате, в 2000 году не по целевому назначению израсходовано 3427,2 тыс. рублей.

При использовании денежных средств, поступивших на текущий счет Южной военной базы от Северо-Кавказского ОУМТиВС МВД России в виде целевого финансирования, по ряду статей допущен перерасход денежных средств, который погашался за счет свободного остатка других статей. Общая сумма перерасхода в 2000 году состави-ла 27,4 тыс. рублей, что является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Отделом продовольственного снабжения Северо-Кавказского ОУМТиВС МВД России при наличии собственных емкостей для хранения и розлива растительного масла производилась закупка растительного масла в полиэтиленовых бутылках. В 2000 г. при закупке 623500 бутылок фасованного растительного масла (573,6 тонны) по цене 15,06 рубля за 1 кг на сумму 8638,4 тыс. рублей и 100 тонн нефасованного масла растительного по цене 12,47 рубля за 1 кг разница в цене составила 2,59 рубля, а общая сумма неэффективного использования средств федерального бюджета - 1485,6 тыс. рублей.

3. В проверенном периоде руководством ГУ "ГУРО МВД России" не в полной мере обеспечено выполнение требований бюджетного законодательства Российской Федерации, приказов МВД России об эффективном и целесообразном использовании средств федерального бюджета, выделенных на материально-техническое и военное снабжение.

Так, по коду экономической классификации 110341 "Приобретение продуктов питания" оплачено технологическое оборудование и имущество продовольственной службы на сумму 4242,66 тыс. рублей (из них 3099,16 - по смете органов и 1143,5 - по смете войск). По коду экономической классификации 111070 "Оплата специальных закупок" оплачены лабораторная мебель, телевизоры "Рубин", электропылесосы, всего на сумму 4694,44 тыс. рублей (из них: за счет средств Федерального дорожного фонда - 3098,44 тыс. рублей, за счет средств Государственного фонда борьбы с преступностью - 1331,6 тыс. рублей, по смете органов - 264,4 тыс. рублей).

По коду 240120 "Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений" были произведены расходы по приобретению казарменной мебели, хозяйственного инвентаря, имущества продовольственной службы, всего на сумму 3524,28 тыс. рублей (из них 296,0 тыс. рублей - по смете органов, 3228,28 тыс. рублей - по смете войск).

По коду 111090 "Оплата специального ремонта" оплачена краска фасадная на сумму 171,4 тыс. рублей с отнесением расходов на средства Федерального дорожного фонда.

По коду 111120 "Прочие расходы, связанные с обеспечением боевой (функциональной) подготовки и материально-техническим обеспечением войск (органов, служб)", с отнесением расходов на смету войск, оплачено мыло хозяйственное на сумму 21,5 тыс. рублей.

Во всех перечисленных выше случаях расходы по кодам экономической классификации, на которые они были отнесены, не предусмотрены, в результате сумма нецелевых расходов составила 12654,28 тыс. рублей.

По распоряжениям Главного командования внутренних войск МВД России в ряде случаев за счет средств, выделяемых по государственному оборонному заказу на оплату специальных закупок и оплату специального ремонта, по согласованию с Управлением федерального казначейства по городу Москве производились расходы, которые экономической классификацией и Указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 25 мая 1999 г. № 38н) не предусмотрены. Так, за изготовление и поставку 18 комплектов лопастей несущего винта Ми-8 ОАО "Казанский вертолетный завод" 26 и 28 декабря 2000 года за счет средств статьи 111090 "Оплата специального ремонта" перечислено соответственно 12600,0 и 13860,0 тыс. рублей. Указанные расходы следовало отнести на статью 111070. В результате, не по целевому назначению израсходовано 26460,0 тыс. рублей.

За счет средств, выделенных из федерального дорожного фонда на закупки и ремонт спецтехники, в декабре 2000 года произведена оплата горного снаряжения для подразделений разведки и специального назначения внутренних войск МВД России на сумму 3,5 млн. рублей в количестве 1250 комплектов. Расходы отнесены на статью 111070 "Оплата специальных закупок". Нормами снабжения указанное снаряжение во внутренних войсках МВД России не предусмотрено. Статья 111070 такие расходы также не предусматривает. Нецелевые расходы составили 3,5 млн. рублей.

За изготовление и поставку по государственному контракту № 1361 от 1 декабря 2000 года ООО "РостНефто" автозаправочных станций "КАЗС-2" в количестве 20 штук и колонок топливозаправочных "Нара-27" в количестве 50 штук 26 декабря 2000 года за счет средств статьи 111090 "Оплата специального ремонта" перечислено соответственно 5120,0 и 1500,0 тыс. рублей. Указанные расходы следовало отнести на статью 111070 "Оплата специальных закупок". Не по целевому назначению израсходовано 6620,0 тыс. рублей.

За счет средств, выделенных на закупки специальной техники и средств связи (статья 111070), в мае 2000 года за поставку по государственным контрактам 2 кондицио-неров "HITACHI RAF" и 54 автомагнитол УКВ "AIWA CT-Х419" с колонками, ЗАО "Ланк" перечислено соответственно 102,6 и 206,7 тыс. рублей. Бюджетной классификацией указанные расходы по статье 111070 "Оплата специальных закупок" не предусмотрены. Не по целевому назначению израсходовано 309,3 тыс. рублей.

По рапорту заместителя начальника Центра организации поставок материальных и топливно-энергетических ресурсов, расходы по закупке кабеля АСБЛ 3*240-10 в количестве 2060 метров на сумму 941,1 тыс. рублей для реконструкции Главного клинического госпиталя МВД России отнесены на статью 111070 "Оплата специальных закупок". Указанные расходы следовало отнести на статью 240300 "Капитальный ремонт". Нецелевые расходы составили 941,1 тыс. рублей.

В соответствии с указанием заместителя Главнокомандующего внутренними войсками МВД России по вооружению - начальника вооружения генерал-лейтенанта П. Н. Ровенского, в октябре 2000 года на приобретение медицинского оборудования за счет статьи 111090 "Оплата специального ремонта" выделено более 5000,0 тыс. рублей. За счет этих же средств в августе и декабре 2000 года было закуплено медицинское оборудование на сумму 202,1 тыс. рублей и 2085,4 тыс. рублей соответственно с отнесением рас-ходов на статью 111070 "Оплата специальных закупок". Указанные расходы статьями экономической классификации 111070 и 111090 не предусмотрены. Общая сумма неце-левых расходов по закупке медоборудования составила 2287,5 тыс. рублей.

Фирме ООО "Адриатика плюс" за поставку 45 штук кондиционеров оконных типа "LG" из средств Федерального дорожного фонда в мае 2000 года перечислено 1000,0 тыс. рублей. Расходы отнесены на статью 111070 "Оплата специальных закупок" - 500,0 тыс. рублей и на статью 111090 "Оплата специального ремонта" - 500,0 тыс. рублей. Указанные расходы следовало отнести на статью 240120 "Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений". В результате не по целевому назначению израсходовано 1000,0 тыс. рублей.

В 2000 году на закупку технологического оборудования продовольственной службы было выделено по смете войск 12800,0 тыс. рублей (статья бюджетной классификации 111070). ГУ "ГУРО МВД России" были заключены договора на поставку 15 ком-плектов хлебопекарен ХП-04, двух отделений ПМХ и трех мобильных пунктов питания (МПП-120) с фирмами ООО "ХЕЛПИН", ООО "Трэнд-торг", ТЧУП "Сотела" на общую сумму 17000,0 тыс. рублей. При оплате оборудования расход в сумме 4200,0 тыс. рублей был отнесен за счет статьи 110341 "Приобретение продуктов питания". Нецеле-вые расходы составили 4200,0 тыс. рублей.

Таким образом, нецелевые расходы средств федерального бюджета, выделенных ГУ "ГУРО МВД России" в 2000 году на выполнение государственного оборонного заказа, составили 57972,18 тыс. рублей.

На основании решения о порядке проведения модернизации изделия Р-125Б-2М, утвержденного 3 ноября 2000 года генеральным директором ЗАО "Сигнал", заместителем командира войсковой части 52686 и начальником ГУ "ГУРО МВД России", до освоения в серийном производстве радиостанций Р-168-5КВ, Р-168-100У и ПЗУ-5М, которыми должны были укомплектовываться изготовленные ЗАО "Сигнал" и ГУП "Кимовский ра-диоэлектромеханический завод" 5 единиц командно-штабных машин КРС-125Б-2М, последние были укомплектованы радиостанциями Р-163-10К, Р-168-25У и зарядным устройством УЗМ-Р, стоимость которых была значительно ниже согласованных изделий. Так, цена радиостанции Р-168-5КВ превысила цену радиостанции Р-163-10К на 68308,0 рублей, радиостанции Р-168-100У - цену радиостанции Р-168-25У на 275741,0 рублей и цена зарядного устройства ПЗУ-5М - цену УЗМ-Р на 7930,0 рублей, а всего на сумму 351979,0 рубля. Протокол скидки на указанную сумму ГУ "ГУРО МВД России" с поставщиками не согласовывался. С учетом начисления прибыли в размере 20,0 % и налога на добавленную стоимость (20,0 %) переплата за 5 комплектов составила 2534,2 тыс. рублей.

В июне 2000 году ГУ "ГУРО МВД России" проработало возможность приобретения для обеспечения формирований в Чеченской Республике четырех отделений ПМХ (полевых механизированных хлебозаводов) у изготовителя ОАО "Завод Продмаш". Стоимость одного отделения ПМХ при условии предоплаты составляла 2900,0 тыс. рублей. Однако, в июле 2000 года ГУ "ГУРО МВД России" заключило контракт с посреднической фирмой "ЮРБОВИТ" на поставку двух отделений ПМХ на сумму 8000,0 тыс. рублей на условиях их оплаты по факту поставки. В результате неэффективное использование бюджетных денежных средств составило 2200,0 тыс. рублей. В ноябре 2000 года ГУ "ГУРО МВД России" заключило контракт с посреднической фирмой ООО "ХОЛПИН" на поставку еще двух отделений ПМХ стоимостью 5000,0 тыс. рублей за отделение на сумму 10000,0 тыс. рублей. Неэффективное использование бюджетных денежных средств по данному контракту составило 4200,0 тыс. рублей. Общая сумма неэффективного использования бюджетных средств в результате приобретения четырех отделений ПМХ составила 6400,0 тыс. рублей.

С отдельными поставщиками, не выполняющими свои обязательства по договорам, ГУ "ГУРО МВД России" продолжало сотрудничать и даже заключило мировые соглашения. Так, с фирмой ПКП "Жильбел" в июне 2000 года заключен контракт на поставку костюмов зимних милицейских на сумму 14325,3 тыс. рублей. Фактически отгружено продукции на сумму 5578,1 тыс. рублей, недопоставлено на 8747,2 тыс. рублей. Не-смотря на это, ГУ "ГУРО МВД России" заключило с данным поставщиком мировое соглашение на сумму 1420,2 тыс. рублей на поставку костюмов зимних милицейских в количестве 1799 комплектов по цене 789 рублей. Фактически поставлено 200 костюмов на сумму 157,8 тыс. рублей. Таким образом, недопоставка костюмов зимних милицейских по мировому соглашению составила 1262,4 тыс. рублей.

Аналогично ЗАО фирма "Вымпел" при заключении мирового соглашения на поставку, по договору от 7 февраля 2000 года, 793 метров "байки суровой" на сумму 143,2 тыс. рублей фактически поставило продукции на сумму 21,4 тыс. рублей. Недопоставлено на сумму 121,8 тыс. рублей.

С фирмой ПКФ "Трест" было заключено мировое соглашение на поставку обуви на сумму 5240,0 тыс. рублей. Фактически в апреле 2001 года были поставлены кресла в количестве 55 штук на сумму 528,0 тыс. рублей. Сумма недопоставленной продукции составила 4712,0 тыс. рублей.

С фирмой НШ ЗАО "Весна" заключено мировое соглашение на сумму 1238,3 тыс. рублей на поставку костюмов летних полевых. Фактически поставлены рубашки милицейские в количестве 1876 штук на сумму 168,8 тыс. рублей. Недопоставлено имущества на сумму 1069,5 тыс. рублей.

Мировое соглашение на поставку обуви с фирмой ООО "Москожкомбинат" заключено на сумму 6257,0 тыс. рублей. Фактически поставлено обуви на 626,0 тыс. рублей. Недопоставлено на 5631,0 тыс. рублей. Таким образом, по заключенным в 2000 г. мировым соглашениям на сумму 14298,7 тыс. рублей, ГУ "ГУРО МВД России" фактически получило материальных средств на сумму 1502,2 тыс. рублей, что составило 10,5 % от общей суммы. Общая сумма неэффективных расходов средств федерального бюдже-та по недопоставкам вещевого имущества по мировым соглашениям составила 12796,5 тыс. рублей.

В состав Управления материального обеспечения ГУ "ГУРО МВД России" входил отдел организации обеспечения продовольствием со штатной численностью 15 единиц. Основными задачами отдела являлись организация и осуществление своевременного обеспечения подразделений МВД России положенными по установленным нормам продовольствием и техническими средствами продовольственной службы. Наряду с этим в Центре организации поставок материальных и топливно-энергетических ресурсов (ЦОПМиТЭР) МВД России (подразделение, непосредственно подчиненное ГУ "ГУРО МВД России") имелся отдел поставок продовольствия и сельхозпродукции со штатной численностью 9 единиц, выполняющий задачи по заключению государствен-ных контрактов и ведению договорной работы по поставкам продовольствия для внутренних войск. В то же время, согласно Инструкции по организации снабжения материальными средствами в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 3 июля 2000 года № 720, обеспечение внутренних войск продовольствием осуществляется через окружные управления материально-технического и военного снабжения. Неэффективные расходы средств федерального бюджета, связанные с содержанием сотрудников отдела поставок продовольствия и сельхозпродукции ЦОПМиТЭР МВД России, в 2000 году составили 237,1 тыс. рублей.

В период настоящей проверки не было представлено экономическое обоснование нормативов штатной численности, содержание которой непосредственно зависит от грузооборота военных баз (складов). При разработке штатных расписаний военных баз и складов МВД России их грузооборот не учитывался. Отсутствовали критерии, определяющие статус подразделений системы материально-технического и военного снабжения МВД России, таких как "военная база МВД России" или "военный склад МВД России". В результате, приказом МВД России от 24 апреля 1999 года № 310 Северной военной базе МВД России был определен статус военной базы МВД России, несмотря на то, что ее грузооборот за 1999 и 2000 годы составил всего 0,42 и 0,58 тыс. т. соответственно, а штатная численность - 33 единицы (для сравнения приводятся показатели военного склада № 54 за этот же период: объем грузооборота превысил объем грузооборота Северной военной базы соответственно на 2142,0 и 2313,0 т., а штатная численность - всего лишь на 2 единицы). Несмотря на более низкие показатели базы по отношению к складу, должностные оклады и оклады по специальным званиям руководящему составу Северной военной базы МВД России были протарифицированы значительно выше, чем руководящему составу военного склада № 54. Разница между окладами по должностям и специальными званиями руководящего состава указанных подразделений, относящаяся к неэффективному использованию средств федерального бюджета, составила 8,4 тыс. рублей.

Подчиненный Уральскому ОУМТиВС МВД России военный склад № 14 (г. Копейск) на день начала настоящей проверки являлся объектом незавершенного строительства в связи с отсутствием финансирования с 1994 года. Вместе с тем, при разработке штатов подразделений органов материально-технического и военного снабжения штат военного склада был утвержден в количестве 9 должностей, на которых в 2000 году фактически содержалось 9 единиц. В результате незаконные расходы средств федерального бюджета по содержанию численности военного склада № 14 МВД России в 2000 году составили 139,8 тыс. рублей.

Согласно приказу МВД России от 28 сентября 1998 года № 604, отделы в аппарате окружного управления, военной базы, склада МВД России создаются при штатной численности сотрудников 8 единиц и более. Однако на Черкизовской военной базе МВД России при штатной численности отделов хранения в количестве 20 единиц имелось 3 отдела, то есть штатная численность отделов составляла менее 8 единиц. Неэффектив-ные расходы на выплату разницы между окладами по специальному званию и окладами по должности начальника отдела и начальника отделения составили 4,5 тыс. рублей.

Среднегодовой грузооборот военных баз и складов МВД России в 2000 г. составлял около 250,0 тыс. т. Общий грузооборот военных баз и складов МВД России в 2000 г. увеличился и составил 109,0 % грузооборота 1999 г. Наибольший имела Северо-Кавказская военная база МВД России - 40,92 тыс. т., наименьший - военный склад № 49 МВД России - 0,3 тыс. т. Общие затраты федерального бюджета по содержанию численности военных баз и складов МВД России в 2000 г. составили 54122,09 тыс. рублей.

Типовые уставы военных баз и военных складов МВД России, перечень должностей начальствующего состава и соответствующих специальных званий утверждены приказом МВД России от 28 сентября 1998 № 604 "Об организационно-штатных вопросах по органам материально-технического и военного снабжения МВД России". Этим же приказом установлен лимит численности по органам материально-технического и воен-ного снабжения, содержащейся за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, конкретные нормативы численности не определены. Основными критериями, на основании которых определяется рамочная численность органов материально-технического и военного снабжения МВД России, является количество снабжаемых подразделений и их численность. В результате, штатными расписаниями военных баз, имеющих различную штатную численность персонала и объем грузооборота, предусматривалось содержание равнозначного количества должностей заместителей начальника базы.

Сметы расходов на содержание персонала военных баз и складов МВД России утверждались начальниками окружных управлений материально-технического и военного снабжения МВД России.

В окружных управлениях материально-технического и военного снабжения МВД России содержалась дополнительная внештатная численность военных баз и складов МВД России в количестве 491 единицы, с содержанием их за счет средств федерального бюджета по статье 110140 "Оплата труда внештатных сотрудников". Сумма неэффективных затрат по содержанию внештатной численности персонала военных баз и складов МВД России в 2000 году составила 3394,7 тыс. рублей. Экономическое и нормативное обоснование на содержание внештатной численности в период проверки представлено не было.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2000 года № 105-11 были проведены централизованные расчеты по взаимным обязательствам между федеральным бюджетом и предприятиями-поставщиками по погашению задолженности за имущество, полученное в 1997-1998 годах в рамках государственного оборонного заказа, на общую сумму 179917,0 тыс. рублей, в том числе: за имущество вещевой службы - 16132,3 тыс. рублей; вооружение - 72972,9 тыс. рублей; автобронетанковую технику - 70285,1 тыс. рублей; средства связи - 13965,7 тыс. рублей; продовольствие и имущество продовольственной службы - 3071,0 тыс. рублей; оборудование и лесопродукцию - 3490,0 тыс. рублей. Нарушений при проведении расчетов по взаимным обязательствам в процессе проверки не выявлено.

По состоянию на 1 января 2000 года дебиторская задолженность по субсчету 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" составляла 19890,2 тыс. рублей, а на 1 января 2001 года - 197490,5 тыс. рублей, то есть в течение 2000 года увеличилась почти в 10 раз. Основной причиной, вызвавшей рост задолженности, явилась оплата поставок материальных ценностей только в декабре 2000 года на сумму свыше 170,0 млн. рублей и не-своевременное получение оплаченной продукции. В течение I полугодия 2001 г. задол-женность была значительно снижена и на 1 июля 2001 г. составляла 63290,3 тыс. рублей.

Из 197490,5 тыс. рублей задолженности, числившейся на 1 января 2001 года, текущая (со сроками образования менее 1 года) задолженность составляла 189673,9 тыс. рублей, или 96 процентов. Остальная сумма - 7816,6 тыс. рублей (3,95 %) - относилась к 1995-1998 годам и являлась просроченной, причем 3672,9 тыс. рублей из них к взысканию безнадежны, поскольку должник объявлен банкротом.

На забалансовый счет 05 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" в проверенном периоде в целом по МВД России списана дебиторская задолженность на сумму 54728,7 тыс. рублей, что является неэффективным использованием средств федерального бюджета.

Кредиторская задолженность ГУ "ГУРО МВД России" в 2000 году сократилась более чем в 2,8 раза (с 546198,7 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2000 года до 188653,8 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2001 года). Несмотря на это, по состоянию на 1 июля 2001 года она оставалась высокой и составляла 146469,0 тыс. рублей, из которых 140323,0 тыс. рублей (95,8 %) являлись просроченной задолженностью (со сроками образования в 1996-1999 годах).

4. Паспорта импортных сделок имелись в наличии и оформлены в установленном законом порядке.

При проверке фактического исполнения контрактов на предмет соблюдения установленных сроков между датой оплаты импортируемых техники и имущества, датой таможенного оформления и получения материальных ценностей в ходе проверки нарушений не установлено.

В соответствии с приказом МВД России от 11 апреля 1996 года № 194 "О порядке приобретения импортных технических средств за счет централизованно выделяемых МВД России валютных ассигнований", в проверенном периоде ГУ "ГУРО МВД России" являлось головным подразделением в министерстве, осуществляющим закупки импортных технических средств за счет валютных ассигнований, поступающих из цен-трализованных источников.

В соответствии с планом-графиком работы министерств по подготовке проекта государственного оборонного заказа, МВД России письмом от 7 сентября 1999 года № 1/17192 направило в Минэкономики России предложения по ориентировочным объемам и номенклатуре импорта продукции и услуг военного назначения для включения в государственный оборонный заказ на 2000 год. Однако бюджетные ассигнования в иностранной валюте, в том числе по государственному оборонному заказу, в 2000 году МВД России на операции торгового характера не выделялись.

Для осуществления операций торгового характера в иностранной валюте МВД России открыт валютный бюджетный счет во Внешторгбанке. Право осуществления платежей по данному счету в 2000 году было предоставлено ГУ "ГУРО МВД России". Остаток валютных средств на вышеуказанном валютном счете по состоянию на 1 января 2000 года составлял 2793571,29 долл. США, в том числе: 1800000,0 долл. США, выде-ленных в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1999 года № ХВ-П2-38158 на ремонт и восстановление летательных аппаратов внутренних войск МВД России и 993571,29 долл. США - остатки средств, выделенных в прошлые периоды из централизованных источников, и средства МВД России, полу-ченные в результате реализации товаров и услуг на экспорт.

Кроме того, в целях конвертирования рублевых средств, выделяемых на приобретение техники и оборудования по импорту, на базе имеющегося бюджетного счета МВД России по его просьбе Внешторгбанком были открыты специальные транзитные счета стандартного режима.

В 2000 году за счет остатка валютных средств, на закупку техники и оборудования по импорту было израсходовано 1350149,93 долл. США. Остаток валютных средств на бюджетном валютном счете по состоянию на 1 января 2001 года составлял 1443421,36 долл. США, в том числе: 1261502,18 долл. США, выделенных на ремонт и восстановление летательных аппаратов внутренних войск МВД России, и 181919,18 долл. США - остаток средств МВД России, полученных в результате реализации товаров и услуг на экспорт.

В 2000 году за счет валютных средств, полученных в соответствии с поручениями ГУ "ГУРО МВД России" Внешторгбанку на покупку иностранной валюты, заключен ряд контрактов на приобретение за рубежом автотранспортной техники и оборудова-ния, в том числе:

  • 2 автомобилей "Мерседес-Бенц С-280" и 18 "Мерседес-Бенц С-240" на сумму 1054330,0 нем. марки в марте 2000 г.;
  • 6 автомобилей "Мерседес-Бенц МЛ 320" на сумму 397200,0 нем. марки в апреле 2000 г.;
  • 8 автомобилей "Фольксваген" (Golf VR-6 Synchro) на сумму 317466,0 нем. марки в июне 2000 г.;
  • автомобиля "Мерседес-Бенц МЛ 320" стоимостью 69000,0 нем. марки в августе 2000 г.;
  • в декабре 2000 г. - прибора ДНК-анализа биологических объектов (Швейцария) стоимостью 330986,0 долл. США за счет средств Государственного фонда борьбы с преступностью в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 июля 2000 г.

Необходимо отметить, что руководство МВД России неоднократно обращалось в Правительство Российской Федерации, Минфин России с просьбами (от 15 июня 2000 года № 1/11182, от 1 марта 2000 года № 1/3437) о выделении в 2000 году валютных средств на закупку не имеющей отечественных аналогов специальной техники (аппаратуры наблюдения, контроля, фиксации, передачи информации, техники видео- и звуко-записи, криминалистических приборов, средств связи, радиоизмерительных систем). В то же время проверка показала, что валютные средства, полученные от конвертирования, а также остаток валютных средств на начало 2000 года использовались, в основном, на закупку дорогостоящих импортных автомобилей (не считая целевых средств в сумме 780700,0 доллара США). Так, из остатка средств в сумме 569449,93 доллара США, на закупку 30 дорогостоящих автомобилей иностранного производства было из-расходовано 445374,61 доллара США, или 78,2 процента. Валютные средства в сумме 1837996,0 немецкой марки, полученные от конвертирования российских рублей, полностью израсходованы на закупку дорогостоящих автомобилей марки "Мерседес-Бенц" (27 штук) и "Фольксваген" (8 штук).

В соответствии с докладной запиской начальника ГУ "ГУРО МВД России" от 29 июля 2000 года заместителю Министра внутренних дел, генерал-полковнику внутренней службы П. В. Нелезину, в августе 2000 года был заключен контракт с фирмой "БМВ АГ" (Германия) на поставку специальных полицейских автомобилей "БМВ-523i" в количестве 9 штук и "БМВ-528i" в количестве 2 штук. Однако, 31 августа 2000 года представителем поставщика заказчик был информирован о невозможности поставки двух автомобилей "БМВ-528i" общей стоимостью 96084,0 немецкой марки, и без разрешения руководства МВД России в ГУ "ГУРО МВД России" было подписано дополнение к контракту о замене указанных автомобилей на "БМВ 750i LA" стоимостью 123030,0 немецкой марки. Таким образом, неэффективный расход валютных средств составил 74988,0 немецкой марки.

В соответствии с Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 17 июня 1950 г. и Протоколом к нему от 26 ноября 1976 г., статьей 6 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 38 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", подпунктом "щ" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему", на основании письма Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 10 ноября 2000 г. № ГТ-263/05-831 Государственный таможенный комитет Российской Федерации распоряжением от 29 декабря 2000 г. № 01-99/1434 обязал начальника Щелковской таможни произвести таможенное оформление хромато-масс-спектрометрической системы, ввозимой ГУ "ГУРО МВД России" по контракту от 13 сентября 2000 года № 8354/08569610-0-76 для Экспертно-криминалистического центра МВД России (подразделение в соответствии с уставом осуществляет научно-исследовательскую деятельность) без взимания ввозной таможенной пошлины и НДС. Однако, исходя из данных отчета Центральной объединенной военной базы МВД России о перечисленных денежных средствах и оплаченных таможенных услугах, указанные льготы не были предоставлены. В результате незаконные расходы на оплату ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость составили 831,5 тыс. рублей.

Руководство МИД России неоднократно напоминало МВД России о необходимости завершения работы по приведению правовой базы деятельности функционирующих представительств МВД России за рубежом в соответствие с Указом Президента Рос-сийской Федерации от 14 июня 1997 года № 582. Однако нормативная правовая база МВД России в отношении представительств МВД России за рубежом в соответствие с Указом до настоящего времени не приведена. В результате, только за 1999-2000 годы и первое полугодие 2001 года на содержание представителей МВД России в зарубежных государствах без соответствующих решений Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации израсходовано 893,5 тыс. долларов США.

При расходовании иностранной валюты на содержание представителей МВД России за рубежом имелись и другие нарушения. Так, 1 июля 2000 года между Посольством России в Болгарии, с одной стороны, и советником Посольства, представителем МВД России Ю. Н. Ермолаевым, с другой стороны, заключен договор на аренду с 1 июля 2000 года меблированной трехкомнатной квартиры в жилом доме общей площа-дью 87,79 кв. м. (жилая - 57,39 кв. м.). Арендная плата определена в размере четырех долларов США за 1 кв. метр общей площади, отдельно плата за коммунальные и другие виды услуг, включая внутриквартирный текущий ремонт, по фактическим расходам этих видов услуг, наравне с сотрудниками Посольства. В нарушение Инструкции о порядке финансового и материального обеспечения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных государствах и сотрудников их аппаратов, утвержденной приказом МВД России 20 июня 1995 года № 232, в соответствии с которой норма обеспечения жилой площадью представителей МВД России определена до 50 кв. метров, на смету расходов относилась вся сумма расходов по аренде указанной квартиры, в связи с чем незаконный расход валютных средств в 2000 году составил 177,4 доллара США.

5. В 2000 году в журнале учета договоров отделением правового обеспечения ГУ "ГУРО МВД России" было зарегистрировано 1587 оформленных в установленном порядке государственных контрактов на поставку материально-технических ценностей, которые прошли правовую экспертизу и проверены на соответствие их условий действующему законодательству.

Вся договорная переписка, имеющая спорный характер, в том числе протоколы разногласий, письма поставщиков, а также переписка, в ходе которой могли возникнуть правовые последствия, осуществлялась заинтересованными подразделениями ГУ "ГУРО МВД России" с обязательным участием в подготовке надлежащих ответов должностных лиц отделения правового обеспечения.

В 2000 году на исполнении отделения правового обеспечения находилось 22 иска ГУ "ГУРО МВД России" к поставщикам на общую сумму 57451,3 тыс. рублей.

В соответствии с решениями судебных органов за недопоставку продукции в пользу органов материально-технического снабжения МВД России по 18 искам взыскано 18388,3 тыс. рублей, что составляет 32 % от предъявленной суммы исков; отказано по 3 искам на общую сумму 29648,4 тыс. рублей, по одному исковому заявлению на сумму 6000,0 тыс. рублей поставщик в лице ПКФ "Ассоль" объявлен банкротом.

К органам материально-технического снабжения МВД России за несвоевременную оплату поставленных в их адрес материальных ценностей поставщиками за этот же период предъявлено 58 исков на общую сумму 134939,2 тыс. рублей. В соответствии с решениями судов, с органов материально-технического снабжения МВД России произведено взыскание в пользу истцов по 32 искам на общую сумму 68124,6 тыс. рублей, что составило 50,5 % от общей суммы предъявленных исков. Отказано решениями судов и прекращено судопроизводство по 15 искам на общую сумму 20758,9 тыс. рублей (15,4 % от общей суммы предъявленных исков).

Вследствие неявки истцов на судебные заседания 3 иска на общую сумму 2196,9 тыс. рублей оставлены без рассмотрения. По 2 искам ГУ "ГУРО МВД России" привлекалось в качестве третьего лица.

На рассмотрении в арбитражных судах на день начала проверки находилось 6 исков на общую сумму 2076,5 тыс. рублей.

Контроль за взысканием денежных сумм по исполнительным листам судебных органов, приказам и решениям арбитражных судов осуществлялся сотрудниками отделения правового обеспечения ГУ "ГУРО МВД России".

6. Инвентаризации материальных ценностей на военных базах и складах МВД России проводились в сроки, установленные Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 года № 49) и приказом МВД России от 9 июля 1973 года № 193 "О введе-нии в действие Инструкций о порядке проведения инвентаризаций материальных цен-ностей в войсковых частях, учебных заведениях и военных складах МВД России, состоящих на государственном бюджете".

Результаты инвентаризаций оформлены установленным порядком и отражены по учету в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Вместе с тем отсутствовал надлежащий учет о наличии и движении неликвидного и залежалого имущества, выявляемого по результатам инвентаризаций.

До настоящего времени в МВД России не выполнены Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли" и постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1165, в соответствии с которыми федеральным органам исполнительной власти предписывалось разработать порядок реализации высвобождаемого имущества (кроме вооружения и боеприпасов), находящегося у них в оперативном управлении.

Недостачи, утраты, порчи и хищения имущества выявлялись, как правило, в ходе проведения плановых ревизий и проверок подразделений МВД России, инвентаризаций материальных ценностей, при передаче должностей материально ответственными лицами.

Эффективность принимаемых руководством ОУМТиВС мер по предупреждению недостач и утрат материальных ценностей, а также по возмещению ущерба оставалась невысокой. Имели тенденцию к росту, как размеры причиненного ущерба, так и суммы непогашенной задолженности. Так, если остаток непогашенной задолженности по возмещению причиненного ущерба на 1 января 2000 года составлял 2585,8 тыс. рублей, то на 1 января 2001 года - 3034,3 тыс. рублей. В течение 2000 года было выявлено утрат, недостач и хищений на сумму 753,8 тыс. рублей, а взыскано в возмещение ущерба только 280,4 тыс. рублей.

Выводы

Руководством МВД России, ГУ "ГУРО МВД России", окружных управлений материально-технического и военного снабжения, начальниками довольствующих отделов, военных баз и складов МВД России работа по экономному и рациональному использованию средств федерального бюджета, мобилизации внутренних финансовых ресурсов проводилась недостаточно эффективно, о чем свидетельствуют недостатки и нарушения, выявленные в ходе проверки.

Проведенными проверками в целом по МВД России выявлено финансовых нарушений на общую сумму 148334,08 тыс. рублей, в том числе:

а) незаконные расходы средств федерального бюджета на содержание численности военных баз и складов МВД России, не обоснованной нормативами, - 139,8 тыс. рублей;

б) нецелевое использование средств федерального бюджета - 61426,78 тыс. рублей, из них: на закупки имущества при выполнении государственного оборонного заказа - 57972,18 тыс. рублей; на содержание военных баз и складов МВД России - 3454,6 тыс. рублей;

в) неэффективные расходы - 80585,9 тыс. рублей, в том числе: связанные с содержанием численности военных баз, складов МВД России и других структурных подразделений - 3644,7 тыс. рублей; с приобретением материальных ценностей - 8584,5 тыс. рублей; с заключением мировых соглашений при недопоставках имущества - 12796,5 тыс. рублей; списанием на забалансовый счет задолженности неплатежеспособных дебиторов в сумме 54728,7 тыс. рублей; с оплатой ввозной таможенной пошлины и НДС - 831,5 тыс. рублей;

г) переплаты изготовителям спецтехники в связи с завышением цен на комплектующие средства связи, на приобретение военной техники и вооружения по завышенным ценам - 6181,6 тыс. рублей.

До настоящего времени не приведена в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 года № 582 нормативная правовая база МВД России в отношении деятельности функционирующих представительств МВД России за рубежом, несмотря на неоднократные напоминания МВД России об этом со стороны руководства МИД России. В результате, только за 1999-2000 годы и первое полугодие 2001 года на содержание представителей МВД России в зарубежных государствах без соответствующих решений Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации израсходовано 893,5 тыс. долларов США.

В нарушение Инструкции о порядке финансового и материального обеспечения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в зарубежных государствах и сотрудников их аппаратов, утвержденной приказом МВД России от 20 июня 1995 года № 232, на смету расходов относились все затраты по аренде квартиры в Республике Болгария, в том числе сверхнормативная жилая площадь, что привело к не-законному расходу валютных средств в 2000 году на сумму 177,4 доллара США.

Бухгалтерский учет валютных средств в проверенном периоде, в нарушение действующего законодательства, в ФЭО ГУ "ГУРО МВД России" не велся, контроль за расходованием иностранной валюты должным образом не осуществлялся, что явилось ос-новной причиной неэффективных расходов в сумме 74988,0 немецкой марки при закупке специальных полицейских автомобилей иностранного производства.

Не предъявлены штрафные санкции поставщикам в сумме 7376,7 тыс. рублей, в том числе:

  • за недопоставку или непоставку продукции, поставку некомплектной техники - 4541,9 тыс. рублей;
  • нарушение сроков поставки - 484,5 тыс. рублей;
  • за пользование чужими деньгами - 2350,3 тыс. рублей.

Принимались недостаточные меры по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года № 145-14 по выполнению государственного оборонного заказа.

При проведении конкурсов (торгов) по закупке продукции для государственных нужд не выполнялись требования статьи 5 Федерального закона от 7 апреля 1999 года № 97-ФЗ, в результате подавляющее большинство участников конкурсов, проводимых ГУ "ГУРО МВД России", представляли посреднические фирмы, а не производителей.

Порядок финансирования поставок материальных средств (схемы "ГКВВ (ГУГПС, МУ) - ГУРО - ОУМТиВС - снабжаемые подразделения"), утвержденный приказом МВД России от 3 июля 2000 года № 720, не соответствовал статье 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года № 107н.

В МВД России до настоящего времени не выполнены Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли" и постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1165 в части разработки порядка реализации высвобождаемого имущества (кроме вооружения и боеприпасов), находящегося в оперативном управлении МВД России.

В системе органов материально-технического и военного снабжения МВД России отсутствовало нормативное обоснование штатной численности военных баз и складов МВД России в зависимости от грузооборота. При разработке и утверждении ГУ "ГУРО МВД России" штатов и штатных расписаний военных баз и военных складов МВД России не учитывался их грузооборот.

Предложения

В целях реализации результатов проверки подготовить и направить представление Счетной палаты Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации с предложениями:

а) по разработке:

  • порядка реализации высвобождаемого имущества, находящегося в оперативном управлении МВД России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 775 и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1165;
  • нормативного обоснования штатной численности военных баз и складов МВД России в зависимости от грузооборота и приведению ее в соответствие с разработанными нормативами и установленными лимитами численности;
  • приведению нормативной правовой базы МВД России в отношении деятельности функционирующих представительств МВД России за рубежом в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 года № 582;

б) о принятии мер по:

  • незаконным расходам средств федерального бюджета в сумме 139,8 тыс. рублей:
  • нецелевым расходам бюджетных средств на общую сумму 61426,78 тыс. рублей, допущенным в результате нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации при закупках вооружения, военной техники и имущества по государственному оборонному заказу;
  • неэффективным расходам бюджетных средств на общую сумму 80585,9 тыс. рублей;
  • переплатам в связи с завышением цен на комплектующие средства связи при изготовлении спецтехники - 6181,6 тыс. рублей;
  • предъявлению штрафных санкций к поставщикам на сумму 7376,7 тыс. рублей;
  • незаконному расходу валютных средств в сумме 177,4 доллара США, неэффективным расходам в сумме 74988,0 немецких марки и приведению бухгалтерского учета валютных средств и контроля за расходованием иностранной валюты в соответствие с действующим законодательством.

 

Аудитор Счетной палаты
Российской Федерации
М. С. СУРКОВ
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад