Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос

Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества


В.Скоробогатова, Первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи

Эпоха перемен, к живущим в которой так сочувственно относились китайские мудрецы (“Не дай вам бог жить в эпоху перемен”) пошла в российском государстве на второй десяток. И молодежное движение России, и Российский Союз Молодежи, который я представляю, и которому в этом году исполнится 10 лет, в полной мере ощутили на себе все тенденции развития гражданского общества и были и являются полноправными участниками его формирования.

Поэтому в работе постоянно ищешь ответы на следующие вопросы: "А велика ли сегодня роль молодежных организаций в формировании гражданского общества? Насколько в этом заинтересовано государство? Насколько эффективно взаимодействие государственного и общественного сектора в обеспечении молодежной политики?" И если объективно оценить сегодняшний момент в целом с точки зрения развития общества, ответы неутешительные.

Серьезно сдерживает раскрытие потенциала молодежных общественных организаций:

  • отношение в целом к молодежной политике, которая по-прежнему остается на периферии деятельности государства;
  • часто отношение органов власти к общественным организациям носит конъюнктурный характер, обусловленный, в частности, их степенью поддержки в избирательных кампаниях;
  • отсутствие ряда позиций в законодательстве, регулирующих формы взаимодействия органов власти и общественных структур, способов общественного контроля;
  • отсутствие механизмов и технологий, позволяющих молодежи (через своих лидеров или иными способами) принимать участие в принятии государственных решений и соответственно нести за них ответственность.

Отсюда по-прежнему низки ожидания молодежи от государства, вызывают недоверие органы власти, прежде всего, федерального уровня, остается общественной проблемой то, что четверть молодых россиян не находит ничего, чем могли бы гордиться граждане России, почти половина 15-17 летних хотели бы родиться в другой стране.

Сегодня динамика развития отношений молодежных организаций с государством, пожалуй, начинает носить оптимистический характер. Существует достаточно проработанная нормативная база взаимодействия, во всяком случае, на федеральном уровне; качественно сформирован Федеральный реестр молодежных и детских объединений, имеющих право на государственную поддержку; сложились плодотворные рабочие отношения практически всех наиболее значимых молодежных организаций с Госкомитетом РФ по молодежной политике, с Министерством образования. Впервые за много лет можно говорить об удовлетворительном финансировании президентской программы “Молодежь России”.

Устойчивые ниши заняли такие общероссийские организации как Союз МЖК, студенческие профсоюзы, Федерация детских организаций, Молодежный союз юристов, Ассоциации студенческих организаций и учащейся молодежи РСМ, Детские и молодежные социальные инициативы, Российский Союз Молодежи. Все эти организации имеют четкую структуру, достаточно подготовленные управленческие кадры, стремление к конструктивному взаимодействию, социально значимые программы. Так, официально признаны и государственными органами и партнерскими организациями такие программы Российского Союза Молодежи как “Российская студенческая весна”, “Лидер”, студенческий лагерь “Рост”, молодежная дисконтная система EURO<26, программа профилактики наркомании и алкоголизма “Спасибо, нет”, патриотические программы. Практически во всех социальных группах молодежи растет интерес к объединению в общественные организации на равноправной основе.

Поэтому сейчас мне бы хотелось остановиться на путях к более эффективному взаимодействию государства и молодежных объединений по формированию гражданского общества, на решении ряда проблем и предостеречь от ошибок с далеко идущими последствиями.

Прежде всего, мне кажется, надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации. Это неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества. Создание любой новой организации сверху гарантирует конфликт в молодежном движении и противодействие существующих организаций. Часто встречаются попытки создания различных союзов, хотя и на международном, и на общероссийском уровне официально признана зонтичная структура, объединяющая большинство молодежных и детских объединений, а также региональных "круглых столов" - Национальный совет молодежных и детских объединений. Ностальгия по старым временам проявляется в попытках ветеранов комсомола возродить "общественно-государственную" молодежную организацию. Я не вижу возможностей ее функционирования в современном правовом и политическом поле, думаю, что государство просто не в полной мере использует в работе с молодежными объединениями такую форму как государственный заказ.

Второе. Хочется стабильности и предсказуемости. Поэтому сегодня задача номер один - сохранить Госкомитет РФ по молодежной политике и желательно, без резких кадровых изменений, потому что каждая революция отбрасывает общество в своем развитии на 10 лет назад, а резкие организационные перемены в управлении - тоже мини-революция в отрасли. Я уже не говорю, сколько времени и средств уходит на ликвидацию, а затем на становление новой структуры.

Третье. Необходимо официально ввести в общеотраслевой статистический классификатор такой институт как “Молодежная организация”. В противном случае, сложно решать конкретные задачи на местах, например, по налоговым льготам на муниципальном уровне.

Четвертое. Одним из краеугольных камней и государственной, и молодежной политики является подготовка кадров. Общественная социальная практика - лучшая школа организационной культуры, умения вести дело и диалог, работать с людьми, находить компромисс и консенсус - т.е. этапов социализации молодежи, а в конечном счете, становления правового государства и гражданского общества.

Тем не менее, кадры молодежных организаций нередко недооцениваются. Например, Президентская программа подготовки кадров - только для специалистов народного хозяйства, Академия государственной службы тоже не готовит резерв для государственных органов, а только чиновников. Хотя практика показывает, что эффективно и квалифицированно решать проблемы молодежной политики на федеральном уровне сегодня способен лишь узкий круг специалистов, прошедших соответствующую практическую школу либо в госорганах по делам молодежи, либо в крупных молодежных организациях.

Лидеры организованных групп молодежи составляют главный ресурс для вертикального пополнения российской политической, административной и других элит. Целенаправленная работа федеральных структур с этой категорией молодых людей, направленная на отбор и подготовку наиболее способных из них для работы во властных структурах - залог стабильного поступательного развития страны. В качестве конкретного инструмента можно предложить выделение бюджетных средств на работу с лидерами общественных организаций в рамках ведомственных программ подготовки кадров.

Пятое. Хотелось бы, чтобы был решен вопрос о представительстве крупных общефедеральных общественных организаций в Межведомственной правительственной комиссии, возобновлен вопрос о координационном совете по делам молодежи при Президенте РФ. К общероссийским молодежным организациями хочу обратиться с предложением создания общественного экспертного совета из специалистов и ученых, занимающихся молодежной проблематикой, лидеров ведущих молодежных объединений. Для чего он нужен? Совет в соответствии со специально разработанной процедурой, минимизирующей возможности лоббирования тех или иных политических интересов, проводит в режиме мониторинга экспертизу программ и мероприятий всех основных участников политического процесса с точки зрения интересов молодежной политики.

Шестое. Мы должны тщательно и неуклонно создавать условия и возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Целесообразно сделать традиционными прямые диалоги первых руководителей страны с представителями молодежных и детских общественных организаций. Это даст возможность преодолеть отрыв власти от молодежи и создаст дополнительные возможности для того, чтобы направить ее потенциал в конструктивное русло.

Седьмое. Пока мы будем жить в обществе с “перевернутой пирамидой”, когда основные усилия в воспитании и социализации идут на преодоление негативных последствий, а не на их профилактику, развитие альтернативного образа жизни, - кардинальных изменений в молодежной ситуации не произойдет. Сравните силу и мощь правооохранительных органов и органов по делам молодежи и комитетов образования, сравните их бюджеты. Сравнение не в пользу институтов социализации личности, поэтому все молодеет наркомания, поэтому переполнены тюрьмы и изоляторы.

И последнее, но - главное. Я разделяю точку зрения ректора Института молодежи, профессора И.М.Ильинского о том, что особенность новой концепции молодежной политики в том, что она состоит из двух крыльев: государственного и общественного. “Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а так же практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа.”1

Особая роль в консолидации усилий должна принадлежать Национальному совету молодежных и детских объединений, который, на мой взгляд, может взять хороший пример с ЮНЕСКО и объединять усилия всех входящих в Национальный совет организаций в течение каждого года на одной глобальной проблеме.

Требуется осознать связь государственной и общественной молодежной политики, нужно понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления в России гражданского общества. Нельзя думать, что гражданское общества свалится с неба. Его надо создавать тем, кто считает себя гражданином и патриотом своей страны.

Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №4 (116)- 2000 . - стр. 73


1Ильинский И.М. Молодежь в контексте глобальных процессов развития мирового сообщества. - Молодежь и общество на рубеже веков, - Москва, 1999: Голос, с.84.

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад