Бюджетная статистика: реляционные базы
федеральная
региональная
Законы о федеральном бюджете
2005 г. 2004 г.
2003 г. 2002 г.
2000 г. 2001 г.
1998 г. 1999 г.
1996 г. 1997 г.
1994 г. 1995 г.
Нормативные акты
1. Бюджетный Кодекс РФ
2. Бюджетная классификация РФ
3. Налоговый Кодекс РФ (часть I)
4. Налоговый Кодекс РФ (часть II)

 
Журнал Бюджет
  

Бюджетная система Российской Федерации

  Поиск по сайту:      исполнить запрос   расширенный запрос
Президентская программа "Дети России" – проблемы реализации

Г.Н.Карелова, заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации

В 1994 г. программе "Дети России" придан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально - экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей.

Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы "Дети России" со времени первого ее утверждения Правительством Российской Федерации в 1993 г. дважды продлевалось в 1994 и 1997 г. В настоящее время горизонт программы определен до 2000г. т.е. до начала наступающего тысячелетия.

Ориентация программы "Дети России" на наиболее острые проблемы в положении детей, сложность и необходимость комплексного подхода для их решения в условиях масштабных социально-экономических трансформаций обусловили последовательное расширение охватываемых программой задач и направлений деятельности. При этом определяющим являлось своевременное реагирование на развитие негативных тенденций жизнедеятельности семьи и возникающих новых социально-значимых проблем положения детей, профилактическая и реабилитационная направленность программ.

Так, в 1993г. первоначально в программу входило только 5 федеральных целевых программ: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Дети Севера". "Планирование семьи", "Дети Чернобыля".

В 1994г. в программу включена федеральная целевая программа "Развитие индустрии детского питания". В 1995г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской программы "Дети России" федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей", "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", которые и реализуются в составе президентской
программы с 1996 г.

В 1996 г. в состав программы были включены федеральные целевые программы "Безопасное материнство" и "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996-2000 годах", "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Две последние из названных федеральных программ реализуются с 1997 г.

Основной целью президентской программы "Дети России" является создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий.

В ряду приоритетов программы:

- обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей, в том числе проживающих в крайне неблагоприятных природно-климатических и экологических условиях, а также новорожденных детей;

- профилактика врожденной инвалидности детей и меры по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество;

- обеспечение физиологических потребностей детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания;

- охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей;

- улучшение условий обучения и развития детей, в том числе с недостатками в развитии, проживающих в отдаленных районах Севера, в зоне Чернобыльской катастрофы, создание благоприятных условий для развития одаренных детей

- предупреждение социального сиротства, развитие механизмов, позволяющих обеспечить воспитание детей-сирот в семейных условиях, совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для нормального физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- развитие и оптимизация сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации; уменьшение масштабов беспризорности детей и создание механизмов возвращения этих детей в общество.

Государственными заказчиками федеральных программ, входящих в президентскую программу "Дети России", являются:

- Министерство труда и социального развития Российской Федерации (программы "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

- Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (программы "Дети-сироты", "Одаренные дети");

- Министерство здравоохранения Российской Федерации (программы "Планирование семьи", "Безопасное материнство");

- Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (программа "Развитие индустрии детского питания");

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (программа "Дети Чернобыля");

- Министерство региональной политики Российской Федерации (программа "Дети Севера");

- Федеральная миграционная служба России (программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев");

- Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи (программа "Развитие Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в 1996-2000 годах).

Наряду с госзаказчиками непосредственное участие в разработке и реализации программы принимают еще 10 федеральных министерств и ведомств (Министерство финансов и Министерство экономики России, Министерство науки и технологий, Министерство культуры, Государственный комитет по физической культуре и туризму, Министерство внешних экономических связей и торговли, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство внутренних дел и Министерство юстиции Российской Федерации), Генеральная прокуратура Российской Федерации, Российская академия наук. Российская академия медицинских наук. Российская академия образования. Российская академия сельскохозяйственных наук, большое число научно-исследовательских и конструкторских учреждений и вузов. Федерация независимых профсоюзов России, неправительственные организации (Российская ассоциация "Планирование семьи". Фонд "Новые имена" и др.), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные предприятия и, прежде всего, учреждения социальной инфраструктуры детства на местах. Таким образом, субъекты Российской Федерации являются полноправным партнером федеральных органов исполнительной власти по выполнению программы, вносящими очень большой вклад в достижение программных целей.

Большое число участников выполнения программы и необходимость в условиях ограниченных средств бюджета строго целевого и наиболее эффективного их использования потребовали совершенствования механизма реализации президентской программы "Дети России".

На уровне министерств - государственных заказчиков федеральных целевых программ в составе президентской программы "Дети России" установлена процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов и заключения государственных контрактов (договоров), созданы дирекции по управлению программами с привлечением независимых экспертов - известных специалистов по проблемам, решению которых посвящены программы. Закупки товаров и услуг осуществлялись на конкурсной основе в соответствии с "Положением об организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305, а также нормативными документами Минэкономики России и Минфина России.

Координатором выполнения президентской программы "Дети России" в целом определено Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по реализации программных мероприятий и эффективному использованию средств федерального бюджета с 1997 г. работает Координационный совет по реализации президентской программы "Дети России", возглавляемый заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации.

Выполнение программы постоянно находится в поле зрения Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания. За период реализации программы ход ее выполнения рассматривался на заседаниях Правительства Российской Федерации, неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе (как вопросы финансирования программы "Дети России" в целом в октябре 1998 г., так и в рамках рассмотрения других вопросов улучшения положения детей).

К сожалению, все нарастающий дефицит финансовых средств не позволяет обеспечить финансирование президентской программы "Дети России" в полном объеме в соответствии с федеральным бюджетом. Если в 1994 г. расходы по программе были отфинансированы на 100 процентов, то в 1997 г. - всего на 69 процентов с учетом секвестирования бюджета. В 1998 году в связи с разразившимся финансовым кризисом финансирование программы осуществлено на 52, 9% с учетом секвестирования бюджета, в том числе финансирование текущих расходов - на 74,46%, текущих расходов по НИОКР - на 85.27%. Наиболее острой проблемой в условиях сокращения инвестиций является финансирование капитальных вложений, что в первую очередь влияет на выполнение программ "Развитие индустрии детского питания", "Дети-сироты", "Дети Севера".

Вместе с тем широкий резонанс, вызванный реализацией программы, а также инициирование программой усилий субъектов Российской Федерации в сфере улучшения положения детей стимулирует разработку и реализацию территориальных программ по улучшению положения детей в регионах. В настоящее время в 77 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются программы, подобные программе "Дети России". Все активнее в реализации программы участвуют общественные организации, особенно на региональном уровне.

В результате реализации программы удалось в сложных социально-экономических условиях не только смягчить переход к рынку для наиболее уязвимых групп детей, но и создать новые, адекватные рыночной экономике и демократическому общественному устройству механизмы защиты прав детей, закрепить их законодательно и приступить к созданию новых социальных технологий в защите прав детей, в том числе наиболее социально уязвимых групп детей, на жизнь и развитие, сформировать необходимую для их обеспечения сеть специальных учреждений. прежде всего учреждений социального обслуживания семьи и детей.

За годы реализации программы, в частности программы "Дети-инвалиды" положено начало новой системе медико-социальной реабилитации детей-инвалидов без помещения их в интернатные учреждения и подготовка кадров для этой работы. Созданные при поддержке программы 174 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями предоставляют возможности семьям, воспитывающим детей-инвалидов, обеспечить им необходимую реабилитацию и помощь. Только за 1998 г. эти центры оказали помощь около 70 тыс. детей с ограниченными возможностями.

Чрезвычайно-важное значение имеет внедрение в рамках программы скрининга новорожденных на ряд наследственных заболеваний, что позволяет предупредить инвалидизацию детей. В 1998 г. 43% новорожденных охвачены скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. 35 территорий обеспечены наборами реактивов (отечественные и импортные тест-системы) для организации массового скрининга новорожденных. За счет средств программы в федеральных и региональных медико-генетических центрах и консультациях проведено несколько тысяч цитогенетических, пренатальных и ультразвуковых исследований, в результате которых предупреждено рождение детей с генетическими и врожденными заболеваниями. Внедрение аудиологического скрининга новорожденных привело к существенному снижению возраста первого выявления снижения слуха у детей.

Разработаны современные модели, методики и технологии реабилитации детей. Приобретены индивидуальные средства реабилитации. Тысячи глухих и слабослышащих детей 65 территорий обеспечены слуховыми аппаратами. В 10 территорий поставлены локаторы и тренинговые системы для слепых детей. Закуплен впервые разработанный отечественный лечебный продукт питания "Тетрафен" для больных фенилкетонурией детей.

Одновременно программа позволила также улучшить содержание детей-инвалидов в интернатных учреждениях, расширив возможности для реабилитации за счет поставок реабилитационного оборудования, разработки новых методик, обеспечения автотранспортом.

Осуществлен комплекс мер, направленный на формирование системы государственной помощи и поддержки детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения. В 1998 г. мероприятиями программы "Дети-сироты" охвачено 72 субъекта Российской Федерации. Прежде всего в рамках программы осуществлена разработка и формирование банка данных о детях, подлежащих усыновлению, экспериментально апробируются новые модели семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (патронат, приемная семья), усилено внимание к разработке и внедрению методик социализации детей-сирот (как во время пребывания в интернатных учреждениях, так и после выпуска из них, включая содействие в трудоустройстве). Также за счет программных средств (поставок соответствующего оборудования и разработки методик) осуществлялись меры по усилению охраны здоровья детей-сирот, их обучению.

Укреплялась ресурсная база детских домов и школ-интернатов. Только в 1998 г. для детских учреждений 24 регионов приобретен автотранспорт, 7 регионов - стоматологическое оборудование, 8 регионов - мини-пекарни, станочное и технологическое оборудование для осуществления допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников.

Улучшению положения детей малочисленных народов Севера во многом способствовали проводимые в рамках программы "Дети Севера" система медико-профилактических мероприятий (диспансеризация детей, локализация природных очагов инфекций, обеспечение детей полноценным витаминизированным питанием), развитие новых моделей образования детей, издание для них учебной литературы на родных языках, создание условий для развития детского творчества.

Так, только за 1998 г. проводимая в 10 регионах Севера работа позволила оздоровить 6330 детей и осуществить активную профилактику трансмиссивных инфекционных заболеваний у 1102 детей. В рамках программы разработан высокоэффективный лекарственный препарат против массовых гельминтозов "Азинокс" и освоено его производство в г. Уфе.

Начата работа по организации сети видео-компьютерных комплексов для оперативного решения вопросов оказания медицинской, консультативной и информационной помощи детям и женщинам Севера силами высококвалифицированных специалистов специализированных медицинских учреждений, создания на этой же основе стандартизованного видео-компьютерного банка данных о динамике показателей здоровья детей Севера.

Совместно с органами исполнительной власти 11 северных территорий на базе дошкольных образовательных и медицинских учреждений организованы санаторные группы, которые оснащены отечественными многофункциональными комплектами реабилитационного физкультурно-оздоровительного оборудования нового поколения.

Проведена работа по обеспечению витаминными препаратами 210 тысяч детей в дошкольных учреждениях, школах и интернатах 13 территорий. Замена импортных препаратов на аналогичные отечественные позволила увеличить на 100 тысяч человек количество детей, получивших витамины.

Детские медицинские учреждения 22 северных территорий оснащены физиотерапевтическим и стоматологическим оборудованием для оказания современных видов лечебно-профилактической помощи.

Несмотря на то, что до решения проблемы обеспечения детей специальными продуктами детского питания отечественными производителями еще предстоит сделать очень много, реализация программы позволила создать большие заделы на будущее, прежде всего в разработке новых современных технологий производства специального питания для здоровых и больных детей, создания технологического оборудования для производства детского питания и экологически благополучных сельскохозяйственных зон для производства сырья.

Реализация программ "Безопасное материнство" и "Планирование- 8 -семьи" позволила поддержать беременных женщин и матерей как в социальных вопросах (в том числе путем увеличения размера пособий, увеличения продолжительности дородового отпуска при многоплодной беременности. создания условий для прохождения своевременной диспансеризации), так и непосредственно в деятельности медицинских учреждений по охране здоровья вследствие внедрения новых технологий наблюдения и лечения беременных, проведения родов и послеродового ухода, обеспечения медицинских учреждений необходимым оборудованием. В результате принятых мер и усилий в области планирования семьи достигнуто снижение материнской смертности, в том числе за счет значительного сокращения числа абортов, и заболеваемости беременных, что непосредственно сказывается на здоровье детей.

Свой вклад в адаптацию детей к новым условиям жизни вносит федеральная целевая программа "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев". Во многом только благодаря ее реализации эти дети получают питание, психологическую поддержку, учатся, обеспечиваются летним отдыхом, в целом для них создаются стартовые возможности в новой социально-культурной среде.

В 1998 г. значительное внимание уделено развитию материально-технической базы учреждений образования, принимающих детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Осуществлялся капитальный ремонт и реконструкция 16 учреждений образования в 7 субъектах Российской Федерации. В ряде центров временного размещения проведено оборудование детских спортивных и игровых комнат, оснащение их необходимым инвентарем. 12 центров получили компьютерную технику.

20 тыс. детей, проживающих в центрах временного размещения, обеспечены адресной материальной помощью на приобретение одежды, обуви и учебных принадлежностей, более 7 тыс. детей из особо нуждающихся семей беженцев и вынужденных переселенцев обеспечивались дополнительным питанием в общеобразовательных и образовательных учреждениях. Около 1,7 тыс. детей школьного возраста предоставлена единовременная материальная помощь к началу учебного года. В 1998 году организован летний отдых для 3,3 тыс. детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Более адресно спланировать работу с детьми позволит пополнение федерального банка данных о детях-беженцах и вынужденных переселенцах, в котором в настоящее время уже имеется информация по 58 регионам.

Важным аспектом программы является работа по оптимизации и развитию сети социального обслуживания семьи и детей, особенно в части профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на то, что федеральные целевые программы, посвященные этим проблемам, включены в президентскую программу "Дети России" совсем недавно, их реализация уже сегодня существенно влияет на возможности оказания помощи детям. Социальное обслуживание семьи и детей является динамично развивающейся системой специализированных учреждений, их форм и методов работы с семьей и детьми, призванные снизить риск попадания в трудную жизненную ситуацию, а также содействовать семье и ребенку в ее преодолении. За пять лет (с 1993 по 1998 г.) число таких учреждений возросло со 107 до 2134, что наиболее ярко свидетельствует о реальной потребности в их услугах населения. В настоящее время на основе программы "Дети России" осуществляется как поддержка материально-технической базы функционирования учреждений социального обслуживания, так и. что даже более важно, ведется работа по научному анализу причин безнадзорности и выработке механизмов по ее предотвращению, разработке методик работы с трудными детьми, подготовка кадров. В 1998 г. в рамках программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" была укреплена материально-техническая база 62 центров социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону в 44 субъектах Российской Федерации. В ходе реализации федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой, автотранспортом и сельскохозяйственными машинами обеспечено 242 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 68 субъектах Российской Федерации и 40 специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением в 37 субъектах Российской Федерации.

В рамках программы проведена Всероссийская межведомственная профилактическая операция "Подросток". В результате поставлено на профилактический учет более 106 тыс. неблагополучных родителей, оказана социальная помощь 324.5 тыс. семей группы риска, организован досуг 157 тыс. подростков, направлено в оздоровительные лагеря около 100 тыс. и трудоустроено 66 тыс. несовершеннолетних.

Одним из основных направлений программы является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики безнадзорности: принят в первом чтении проект федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации"; подготовлен проект федерального закона "Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав", который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; ведется работа над законопроектом "О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков"; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении - центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности.

Все вышесказанное свидетельствует о сохранении в ближайшей перспективе актуальности президентской программы "Дети России", эффективности решения стоящих проблем на программно-целевой основе. В этой связи в федеральном бюджете на 1999 год предусмотрено целевое финансирование президентской программы "Дети России" в разбивке финансирования по федеральным целевым программам, входящим в ее состав. При этом удалось сохранить планируемое финансирование программы в целом на уровне несколько выше закона о федеральном бюджете на предыдущий, 1998 год. Также приоритетность выделения средств на программу "Дети России" подтверждается распределением на этапе утверждения федерального бюджета объемов потенциального дополнительного финансирования по федеральным целевым программам из дополнительных доходов.

Важно отметить, что в условиях крайне напряженного бюджета распределение средств по программам, входящим в президентскую программу "Дети России", в 1999 г. осуществлено исходя из доказанной в ходе реализации программы эффективности затрат по тем или иным направлениям. Так, на 37% увеличены планируемые бюджетные расходы на текущие расходы федеральной целевой программы "Дети-инвалиды", в целом планируется увеличить финансирование программы "Дети-сироты" (прежде всего, почти на 40 % текущие расходы по программе), в полтора раза планируется увеличить текущие расходы по программе "Дети Севера" и почти в два раза - текущие расходы по программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Одновременно в бюджете финансирования программы в 1999 г. отражены трудности в инвестиционной политике, в частности, несколько сокращены инвестиции по программе "Дети Чернобыля", "Дети Севера", практически не предусмотрены инвестиции по программе "Развитие индустрии детского питания", в первую очередь в связи с постоянным невыполнением инвестиционного раздела названной федеральной целевой программы в течение нескольких лет. Вместе с тем по программе "Развитие индустрии детского питания" в 1999 г. предусмотрены средства на проведение научно-исследовательских и конструкторских работ, которые не финансировались в 1998 г.

Получить текст документа в формате Microsoft Word (в архиве ZIP)

Семья, дети: факты и проблемы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 11 (99). - стр. 17-29

  
 Copyright © АНО Центр информационных исследований, 2001-2003
Счетная Палата РФ Rambler's Top100 Rambler's Top100 Деловой журнал 'Эксперт' Институт экономики переходного периода
Прозрачный бюджет Институт Восток-Запад